Флора, фауна и лучшие достопримечательности природных заповедников и национальных парков тундры России

  • Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по окружающему миру на тему: В холодной тундре (4 класс)
Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор Новойдарская Л.С.
Дата 27.12.2015
Формат docx
Изображения Нет

image Поделитесь с коллегами: В холодной тундре Цель: сформировать у детей представление о природной зоне тундры. Предметные результаты: находить и показывать на карте зону тундры ; приводить примеры живых организмов тундры; узнавать их на рисунках (фотографиях); выявлять экологические связи в зоне тундры ; оценивать деятельность людей в зоне тундры и раскрывать возникшие экологические проблемы; формулировать экологические проблемы тундры; давать характеристику зоны тундры по предложенному плану. Метапредметные результаты: понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока; использовать карту, текст и иллюстрации учебника для получения информации по теме урока; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды; взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: осознавать уникальность природы тундры, ответственность человека за её состояние. Оборудование: эмблемы с названиями экологи, зоологи, ботаники; макет «Зона тундры», карта «Природные зоны», тесты для учащихся, карточки с заданиями, толковый словарь Ожегова, сигнальные карточки (красные и зеленые ладошки» Ход урока Организационный момент В путешествие отправиться пора Ждёт нас познавательная игра. Сегодня снова будем наблюдать, Исследовать и рассуждать. Сегодня у нас необычный урок, т.к. присутствуют гости и работают три группы исследователей: : «ботаники», «зоологи» и «экологи» — Кто такие ботаники? Зоологи? Экологи? Бота́ника — наука о растениях. Зоология это наука, изучающая живот-ных. Термин «экология» происходит от двух греческих слов (ойкос — дом, жилище и логос — наука). Экология — это наука, которая изучает взаимоотношения организмов в сообществах и окружающей их среды обитания В случае затруднения при ответе используем толковый словарь Ожегова. 2. Проверка домашнего задания — По какой природной зоне мы путешествовали с вами на прошлом уроке? ( по Арктическим пустыням) — Показать и рассказать на карте расположение зоны арктических пустынь и рассказать о климате. (вызывается представитель экологов) — Слушаем представителей зоологов о животном мире Арктических пустынь. (Белый медведь, морж, тюлень, кайра, чайка, рачки, гагарка, гренландский кит,) — Рассказ ботаников о растительном мире Арктики (мхи, лишайники, полярный мак) Обобщаю ответы учащихся, выставляю оценки. 4. Введение в тему урока Новая природная зона приглашает нас — В экспедицию отправляется весь класс. А чтобы тему урока узнать, На тест ответы нужно написать! Каждый учащийся отвечает на вопросы теста по домашнему заданию «Арктика» Тест «Арктика» 1. Природная зона арктических пустынь расположена… и) на островах Тихого океана; р) на островах Индийского океана; т) на островах Северного Ледовитого океана. 2. В Арктике для растений и животных сложились… у) суровые условия; д) комфортные условия. 3. В ледяной зоне растут: в) кедры, березы, черемуха; н) лишайники, мхи, полярные маки; ф) бузина, орешник, айва. 4. В Арктике обитают животные: р) бобры, нутрии, хомяки; у) волки, белые медведи, рыси; д) моржи, тюлени, белые медведи. 5. Арктический заповедник расположен… д) на земле Франца Иосифа; л) на Северной земле; р) на острове Врангеля. 6. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: е) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; и) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; а) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары». — Прочитайте, что у вас получилось? Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать 5. Физминутка Звучит песня «Увезу тебя я в тундру» Учащиеся повторяют движения за учителем. 6. Работа над новой темой — Кто сможет показать природную зону тундры на карте? ((Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена в полярном поясе. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть — на Западносибирской.) — Какой вы представляете себе Тундру? (там холодно, зима суровая, много снега, с моря дуют ветра, значит большие растения расти не будут — Молодцы! У вас получилось неплохое коллективное описание Работа по группам . Работа в парах — Да климат в тундре очень суровый. Посмотрите, ребята, какая серая картина, интересно, что растёт здесь и кто может жить в таких условиях? А сейчас включаются в работу наши «ботаники», «зоологи» и «экологи». Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут? А затем мы с вами выслушаем представителя каждой группы и увидим такая ли тундра серая и безжизненная. Задания для «экологов»: стр.85 (в учебнике) Письмо Мы, оленеводы, коренные жители тундры, издавна ведём кочевой образ жизни, Перегоняем оленей по определённому маршруту в поисках ягеля. Ягель — это основной корм оленей. Олени никогда не выедают весь мох, поэтому и сохраняется природное равновесие. Но с приходом в тундру нефтяников и газовиков это равновесие нарушилось… Шипы стальных гусениц вездеходов сдирают с тундры её зелёный покров, вся тундра исполосована незаживающими ранами, а ведь шрамы затянутся только через несколько десятков лет. Через всю тундру на многие тысячи километров протянуты железные трубы, которые называются газопроводами и нефтепроводами. Олени в панике натыкаются на них и гибнут в давке. От выброса нефти и газа на поверхность земли возникают пожары, в результате которых выгорает вся растительность. Начните ответ так: «У оленеводов, коренных жителей тундры, издавна ведущих кочевой образ жизни, с приходом газовиков и нефтяников, образовались такие проблемы: Подсказка: нарушается поверхностный слой тундры, пожары уничтожают растительность, трубопроводы преграждают стадам привычный маршрут, нефть разливается по поверхности земли. Мы предлагаем решить эти проблемы так: Варианты ответов: Заменить стальные шипы гусениц на менее травмирующие колёса, проложить одну колею к месту добычи нефти и газа, придумать способ перехода оленьих стад через линию газопровода и нефтепровода, предотвращать розливы нефти, не допускать возникновения пожара в местах их добычи. Вопросы: 1. Основные занятия населения тундры. 2. Экологические проблемы тундры. 3. Охрана природы тундры. Дети работают в группах и готовят ответы на вопросы. Учитель консультирует. Задания для экологов «ботаников»: Учебник (стр. 84), карточки с изображением растений ( ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, полярная ива). Вопросы: 1. Какие растения растут в тундре?__________________________________________ ________________________________________________________________________ 2. Как растения приспособились к жизни в тундре? (Корни, стебли, листья — на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)___________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задания для «зоологов»: Карточки с изображением зверей и птиц (журавль, гусь, лебедь, кулик, белая куропатка, белая сова, лемминг, песец, северный олень) , материал учебника (стр. 83-85). Вопросы: Какие животные и птицы обитают в тундре? ____________________________ ___________________________________________________________________ Какие птицы прилетают в тундру на лето? _______________________________ ___________________________________________________________________ Какие птицы живут в тундре постоянно? ________________________________ ___________________________________________________________________ . Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)____ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Выступление групп Примерный рассказ «ботаников»: В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (закрепление карточек на модели). Все растения низкорослые. Мох-ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. — Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.) — Запишем эти данные в наши опорные схемы. Примерный рассказ «зоологов»: Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на модели). Белая куропатка — растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. — Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех.) Примерный рассказ «экологов»: (параллельно рассказу экологов учителем составляется схема «Влияние деятельности человека на природу тундры») Основное занятие населения тундры — оленеводство (показ слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа (показ слайдов). В результате этой деятельности в тундре возникли экологические проблемы: оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, оленьи пастбища вытаптываются, это ведёт к гибели растений. от гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы, гибнут растения и животные; местность загрязняется нефтью во время ее добычи, гибнут растения и животные; незаконная охота — браконьерство, гибнут животные. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет — Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.) — Молодцы, ребята! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями 7. Закрепление материала — Просмотр фильма о тундре. — Составьте две-три цепи питания. в рабочей тетради (Коллективно у доски на «модели» зоны) 1.Растения тундры — белая куропатка — песец. 2. Растения тундры — лемминг — белая сова. 3. Растения тундры — лемминг — песец. — Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо за работу. 8. Итог урока. Выставление оценок Учащиеся читают вывод на с. 85 учебника. 9. Рефлексия Покажите зеленые ладошки, если вам понравилось путешествие по Тундре. Домашнее задание С. 82-85. Ответы на вопросы «Проверь себя» (с. 85); РТ с.48-49 — Подготовить сообщение на тему «Климат, растения и животные Тундры» ( по группам) Открытый урок по окружающему миру на тему: «В холодной Тундре» Дата: 20.11.2015г Класс: 4 «Б» Учитель: Новойдарская Л.С. загрузить

  • Учителю
  • Урок по окружающему миру в 4 классе Природные зоны России. Тундра

Автор публикации: Арычёнкова Н.М. Дата публикации: 15.10.2016 Краткое описание: _adv-prepod-top.html —> предварительный просмотр материала Окружающий мир 4 класс. Учитель: Арычёнкова Нина Максимовна. №14. ________. Тема. Природные зоны России. Тундра. Цели: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека. Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточка с текстом для индивидуального задания, карта природных зон, кроссворд, дополнительный материал для групп. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. О том, как потрудились дома, Поспешим друг другу рассказать. 1 группа называется: ГЕОГРАФЫ, КОТОРЫЕ РАССКАЖУТ о географическом положении Арктики. Арктика — это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и островами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои косые, наклонные лучи. Зимой в Арктике бывает полярная ночь, а летом — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60 «С, а летом поднимается на несколько градусов выше нуля. 2 группа: ботаники, которые познакомят с растительностью. 3 группа: зоологи, которые познакомят с животным миром. 4 группа: экологи, расскажут об экологии данной зоны. — Кто из вас хотел бы работать в Арктике? (Мнения детей.) III. Самоопределение к деятельности. Кроссворд Новая природная зона приглашает нас Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 1. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.) 4, Арктика — это снег и … .(Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (сайка) (Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.) — Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. _ Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? — Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать , группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.) — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.) Месторасположение на карте. Климатические условия. Растительный мир. Животный мир. Экологические проблемы. IV. Открытие нового знания 1. Работа с картой — Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой. 1 группа называется: ГЕОГРАФЫ, КОТОРЫЕ РАССКАЖУТ о географическом положении тундры. Тундра — природная зона субарктического пояса, расположенная между ледяной зоной на севере и лесотундрой па юге. Она характеризуется избыточным увлажнением при недостатке тепла, безлесьем, широким развитием мохового и лишайникового покрова, присутствием низкорослых кустарников и кустарничков. Термин «тундра» заимствован из языка саами, которые живут на Кольском полуострове и называют тундрой безлесные вершины гор. Тундра России протянулась широкой полосой вдоль северных границ Назовите форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность). Рельеф тундры в основном представляет собой равнину с небольшими возвышенностями, холмами и сопками. Наряду с этим встречаются в большом количестве замкнутые понижения, занятые озерами. Кроме того, равнинный рельеф тундры нарушается наличием речных долин и отрогов горных хребтов, которые во многих местах пересекают территорию зоны. Отличительная особенность тундровой зоны — безлесье. Тундра отличается очень суровым климатом (климат — субарктический), живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра. В тундре довольно редко встречается крупная фауна. Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Так как большая часть тундры находится за Полярным кругом, то тундра зимой переживает полярную ночь. Суровость зимы зависит от континентальности климата. Тундра, как правило, лишена климатического лета (или оно приходит на очень короткий срок). Средняя температура самого тёплого месяца (июля или августа) в тундре составляет 5-10 °C. С приходом тепла оживает вся растительность, по мере наступления полярного дня (или белых ночей в тех районах тундры, где полярный день не наступает). Весь тёплый период не превышает 2-2,5 месяца. Май и сентябрь — это весна и осень тундры. Именно в мае сходит снежный покров, а уже в начале октября обычно устанавливается снова. Зимой температура до −50 °C В тундре может быть 8-9 зимних месяцев. 2 группа: ботаники, которые познакомят с растительностью. 1. Какие растения растут в тундре? 2. Как растения приспособились к жизни? Растительный мир тундры состоит из лишайников, мхов, осоки, карликовые деревца, еще и морошка, вороника и другие растения. Летом тундра расцветает. За короткое полярное лето растения должны успеть отцвести и дать семена. Летом в тундре много цветов, она очень красива. Много ягод: брусника, клюква. Особенно хороша морошка — небольшое травянистое растение с узорчатыми листьями и с ягодами, напоминающими по форме малину. Брусника — вечнозеленое растение. Можно зимой выкопать из-под снега кустик с совершенно зелеными листьями. Вырастают большими грибы, нередко выше, чем карликовые березки и полярные ивы. Очень ценное растение — олений лишайник, или ягель (иногда его неправильно называют «олений мох»), Он служит основной пищей для самого важного животного тундры — северного оленя. Тундровые растения прижимаются к поверхности почвы, образуя густые побеги в форме подушки. Так они приспособились к жизни в тундре. Зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от мороза и ветра. 3группа: зоологи, которые познакомят с животным миром. 1. Какие животные обитают в тундре? 2. Как они приспособились к жизни? • Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. • Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. • Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. • Хищные животные: кем питаются, мех, окраска. Какие животные и птицы обитают? 4группа: экологи, расскажут об экологии данной зоны. • Экологи, пользуясь учебником (с. 90-92), ответьте на вопросы. 1. Основные занятия населения тундры. 2. Экологические проблемы тундры. 3. Охрана природы тундры. Коренное население тундры редкое, небогатая природа этой природной зоны не может обеспечить большее количество людей средствами существования. Ни в одном из автономных округов России, расположенных в тундре (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Долгано-Ненецкий, Чукотский), титульный народ не только не составляет большинства, но численность его даже не превосходит 20%. Основное традиционное занятие коренных жителей тундры — оленеводство, требующее от людей кочевого образа жизни. Когда олени съедят весь ягель на каком-то участке, оленеводы снимают свои временные жилища — чумы — и уходят вместе со стадами за много километров, а там, где олени паслись, растительность восстанавливается, через несколько лет туда можно вернуться. Олень служит транспортным средством, его можно навьючить, можно ехать на нем верхом, можно запрячь в длинные сани — нарты. Мясо оленя очень вкусно и питательно. Шкурами оленя покрывают чумы, из них шьют одежду, причем нитками нередко служат жилы оленя. Экологические проблемы тундры? V. Первичное закрепление Сообщения учащихся VI.Физкультминутка VII.Работа по новой теме 1.Выполнение заданий в рабочей тетради — Выполним задание 4 на с. 44. Составим схему цепи питания, характерную для тундры. (Лемминг —песец — волк.) (Взаимопроверка.) — Сейчас поработаем в парах и выполним задание 5 на с. 44. Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические проблемы они отражают? (/1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, так как оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота — браконьерство.) — А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы? (Высказывания детей,) — Прочитайте задание 6 на с.’45. В середине тетради найдите плакат «Красная книга России». Найдите на нем редких животных тундры. Подпишите их названия. (Белый журавль, или стерх, малый, или тундровый, лебедь, краснозобая казарка, кречет.) 2.Работа с СВ (Просмотр презентации.) VIII.Подведение итогов урока — Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь? — Какова была цель урока? — Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 93.) — На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращается к записанным вопросам на доске.) — Где можно применить новые знания? IX.Рефлексия — Что на уроке у вас хорошо получалось? — Кого из ребят вашей группы вы хотели бы поблагодарить? — Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.) Домашнее задание 1. Прочитать текст на с. 84-93 учебника.

Сложно представить что-то более отдаленное и загадочное, чем тундра. Суровый арктический край, вечная мерзлота и крайне тяжелая доступность. Но за этой недоступностью кроется мир, обитатели которого требуют защиты и внимания к себе. Ведь чем под меньшим присмотром спрятано сокровище, тем больше желающих на него позариться.

Рассмотрим, какие заповедники и национальные парки есть в зоне тундры и лесотундры России.

Список названий природных заповедников и национальных парков тундры России

«Объединенная дирекция заповедников Таймыра»

Создана в 2012 году путем объединения трех заповедников: «Большого арктического», «Таймырского» и «Путоранского». Помимо указанных заповедников также включает в свой состав заказники «Североземельский» и «Пуринский». Охраняемая территория составляет 105 тыс. кв.км. Основные направления деятельности – природоохранная, научно-изыскательская, рекреационная, эколого-просветительская. Под охраной находятся:

  • На территории Большого Арктического заповедника. Девять видов растений, таких как бескильница, крупка и остролодочник. Млекопитающих три вида – нарвал, лаптевский морж, белый медведь, шесть видов птиц (в их числе черная казарка, сапсан, малый лебедь), один вид рыб (осетр).
  • Заповедник «Таймырский». 35 видов растений, мох энкалипта коротконожковая, восемь видов лишайников. Млекопитающих два вида – лаптевский морж, белый медведь, 24 вида птиц, один вид рыб (обыкновенный валек).
  • Заповедник «Путоранский». 13 видов растений, 12 видов птиц (среди них белоклювая гагара, горный гусь, пискулька), один вид млекопитающих (путоранский горный баран).
  • Заказник «Пуринский». Один вид млекопитающих (белый медведь), восемь видов птиц (среди них песчанка, грязовик, краснозобая казарка).

Пейзаж Таймырского заповедника

Национальный парк «Русская Арктика»

Адрес: город Архангельск, улица Советских Космонавтов 57. Телефон +78182653858.

Создан в 2012 году, включает в свой состав территории архипелагов Новая Земля (частично) и Земля Франца-Иосифа. Основные задачи – природоохранная, научно-изыскательская, эколого-просветительская, рекреационная деятельность, обеспечение сохранности и воссоздания редких представителей флоры и фауны. Под охраной находятся:

  • четыре вида китовых (белуха, нарвал, гренландский кит, малый полосатик);
  • четыре вида ластоногих (атлантический морж, гренландский тюлень, нерпа, морской заяц);
  • два вида хищников (белый медведь, песец), а также новоземельский северный олень.

Национальный парк «Берингия»

Создан в 1993 году, охраняемая территория составляет 18 тыс. кв.км, находится в границах Чукотского автономного округа. Основные задачи – охрана природы, экологическое просвещение, научно-исследовательская работа. Под охраной находятся:

  • порядка 34 видов редкой арктической флоры;
  • птицы, среди которых берингийский песочник, орлан белохвост, кречет;
  • морские млекопитающие (сивуч, тихоокеанский морж и др.);
  • наземные млекопитающие (в том числе белый медведь, чукотский снежный баран).

Весна в заповеднике «Берингия»

Природный заповедник «Гыданский»

Основан в 1996 году, охраняемая территория размером 8,8 тыс. кв.км располагается в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Задачей деятельности заповедника является изучение, обеспечение сохранности и естественного воспроизводства редких представителей флоры и фауны Гыданского полуострова.

Лапландский природный биосферный заповедник

Основан в 1930 году, охраняемая территория площадью 2,8 тыс. кв.км находится в пределах Мурманской области. Специфика природоохранной зоны в том, что до образования заповедники здесь не было постоянного населения, а природные ресурсы не подвергались разработке. Задачи заповедника – научно-изыскательская, эколого-просветительская и экскурсионно-туристическая работа.

  • Заповедник характерен обилием мхов (370 видов), лишайников (более 500 видов) и грибов (273 вида).
  • Пять видов сосудистых растений занесено в Красную книгу.
  • На территории встречается более 30 представителей млекопитающих (среди них лемминг, ондатра, росомаха), порядка двухсот видов пернатых (в т.ч. рябчик, куропатка, кречет, скопа).

Государственный заповедник «Остров Врангеля»

Основан в 1976 году, территория включает острова Врангеля и Геральд с прилегающей акваторией Чукотского моря, площадь 22 тыс. кв.км. Заповедник создан с целью изучения и обеспечения сохранности природных экосистем островного кластера Арктики, а также редких и эндемичных представителей флоры и фауны. Среди редких и охраняемых видов на территории заповедника обитают: белый медведь, морж, белый гусь.

Овцебыки на острове Врангеля

Достопримечательности и интересные факты

  • Заповедник «Остров Врангеля» – уникальное место для зоны тундры по количеству эндемиков. Здесь их насчитывается порядка 40 видов, причем некоторые являются реликтовыми и относятся к наиболее малочисленным на планете.
  • Остров Геральд можно назвать местом с наивысшей плотностью на Земле родовых берлог самок белого медведя. Каждый сезон их насчитывают около ста, притом что площадь острова составляет 11 кв.км.
  • На территории «Большого арктического заповедника» находится «кладбище нарвалов» – место скопления ископаемых костей этих животных, погибших около ста тысяч лет назад.

Видео — Удивительное путешествие в Тундру

Интересный и познавательный фильм о Тундре. Приятного просмотра!

https://www.youtube.com/watch?v=zhSrWyaWqzk

Природа тундры и лесотундры, несмотря на свою суровость, обладает особым магнетизмом и первозданной чистотой. Только попав в эту среду, начинаешь по-настоящему понимать ее обитателей и сопереживать с ними их трудности. Для меня открытием стал заповедник на Земле Врангеля. Оказывается, это место уникально большим количеством аборигенных растений, которые редко встречается в аналогичных условиях.

Тундра – это уникальная природная территория, уютно расположившаяся севернее таежной зоны и южнее арктической пустыни. Она представляет собой огромную по протяженности площадь с безграничными просторами вечной мерзлоты, из-за которой покрытая снегом почва редко оттаивает полностью. Вследствие этого все обитатели данной зоны, включая растения, вынуждены выживать в непростых климатических условиях. По этой же причине многие из них входят в особо охраняемые компоненты природы тундры. Расскажем подробнее, что это за объекты.

image

Климат и погодные условия в тундре: зима

Поскольку мы оговорились о том, что для тундры характерен весьма суровый климат, расскажем о нем в двух словах. Итак, зимний период на этой холодной и безлесной равнине имеет затяжной характер. Зима длится примерно 6-8, а то и 9 месяцев. Причем на протяжении всего этого времени обителей тундры ждут заморозки, холодный ветер и даже снежные бури.

Как и в любой полярной зоне, в тундре бывают полярные ночи, которые планово возникают в середине или конце января и длятся 1-2 месяца. Когда же приходит долгожданный полярный день, на обитателей этой местности, входящих в особо охраняемые компоненты природы тундры, обрушиваются потоки сильного северного ветра и пурга. Средняя температура воздуха в зимнее время достигает –30 градусов по Цельсию.

image

Осень, весна и лето

Осень в тундре начинается в сентябре, весна – в мае, а лето – в июле. Самым коротким временем года в этой субарктической климатической зоне считается лето. Здесь оно пролетает быстро и практически незаметно. Средняя температура одного из самых жарких по меркам тундры месяца июля (реже августа) составляет 5-10 градусов по Цельсию.

За время краткосрочного летнего периода земля в этой зоне вечной мерзлоты не успевает нагреться до конца. Так, в период, когда солнце излучает тепло сравнительно сильно, земле удается прогреться лишь на 50 см вглубь. Все, что остается ниже данного пласта, как показывает практика, лежит под слоем плотного и мерзлого грунта. По той же причине вода, попавшая на землю с осадками, не может просочиться на глубину свыше полуметра. Вследствие чего и возникают в этой суровой климатической зоне многочисленные озера и болота. В чем особенности природы тундры, мы расскажем далее.

image

Растительный мир в зоне вечной мерзлоты

Как вы понимаете, представителям флоры в промерзлой почве выживать ой как сложно. Но, несмотря на это, в тундре можно найти удивительные растения и кустарники. Например, интересно выглядит ягель или олений лишайник. Здесь же произрастают и такие вкусные ягоды, как голубика, морошка и брусника. Также для тундры характерно большое количество мхов и лишайников, которые являются излюбленной пищей оленей.

Отдельного внимания заслуживают и деревья тундры, среди которых встречаются и такие мученики-приспособленцы, как ива и береза. При этом оба вида деревьев имеют небольшие размеры и относятся к карликовым видам. В большинстве своем растения в зоне быстротечного лета имеют низкий рост и стелющуюся по земле крону, что позволяет им безболезненно переносить зиму и наслаждаться порывами прохладного ветра весной и летом.

image

Окружающий мир: тундра и ее пернатые обитатели

В тундре можно встретить белую куропатку, которая летом надевает бурый и пестрый наряд, а к зиме принаряжается в теплые белые «шубу и сапоги» (именно так выглядит оперение и растительность, полностью покрывающая птичьи ноги). Целый год не меняет свое белоснежное оперение белая сова. Благодаря большому количеству перьев на теле и конечностях эта птичка может подолгу сидеть на одном месте даже в лютый мороз и при сильном ветре.

Животные, обитающие в тундре

Среди животных тундры встречаются пушистые лемминги с короткими лапами, хвостом и маленькими ушками. Примечательно, что эти звери не впадают в зимнюю спячку и прекрасно чувствуют себя на снегу и под ним. Также здесь можно увидеть красивых и быстрых песцов, оленей с крупными и увесистыми рогами, лис, волков, зайцев-беляков, грызунов, снежных баранов и других. Многие из этих обитателей находятся под угрозой вымирания и поэтому помещены в заповедники тундры.

image

Другие обитатели тундры

В связи с большим количеством болот и озер, а также чрезмерных осадков (в течение года здесь выпадает до 200-300 мм) в тундре активно развиваются кровососущие крылатые насекомые. В самих же водоемах плавают такие крупные рыбы, как омуль, нельма, ряпушка и чир.

Экологические проблемы тундры

Охрана природы тундры – это важная задача для экологов всего мира. Такой вывод можно сделать, проанализировав информацию об имеющихся на этой суровой территории строительных и других объектах, выполняющих транспортировку и добычу нефти.

Вследствие халатного отношения к работе и несоблюдения техники безопасности происходит частая утечка топлива. В результате этого происходит загрязнение окружающей среды, гибель растений и животных.

Кроме того, по территории тундры перемещаются производственные автопоезда, после которых остается мусор, уничтожающий в конечном итоге растительные покровы почвы. Из-за уничтоженной растительности погибают олени и прочие животные и птицы.

Какие заповедники есть в тундре?

Благодаря слаженной работе экологов и других специалистов созданы и создаются многочисленные заповедники тундры. Так, в этой зоне вечной мерзлоты есть сразу несколько больших заповедников, которые позволяют восстановить природный баланс территории и сохранить вымирающие виды обитателей тундры.

Например, здесь есть следующие природоохранные объекты:

  • Лапландский государственный заповедник.
  • Таймырский заповедник.
  • Государственный заповедник «Остров Врангеля».
  • Алтайский заповедник.

Какие это особо охраняемые компоненты природы тундры, мы расскажем ниже.

Общие сведения о Лапландском государственном заповеднике

Лапландский государственный заповедник – один из самых крупных природных объектов в Европе. В нем есть огромные участки девственной природы, где свободно перемещаются животные и птицы. Он находится в небольшом поселке Мурманской области и имеет общую площадь в 278 435 га земли. Здесь обитает более 198 видов птиц, около 31 вида животных и 370 разновидностей растений.

Общая информация о Таймырском заповеднике

В особо охраняемые компоненты природы тундры занесен и Таймырский заповедник, созданный в феврале 1979 года. Он расположен в Красноярском крае в районе полуострова Таймыр. Здесь встречается до 222 видов мхов и около 265 лишайниковых растений, 116 видов птиц, 15 разновидностей рыб и примерно 21 вид животных.

Общие сведения о Государственном заповеднике «Остров Врангеля»

«Остров Врангеля» — большой и красивый заповедник с общей площадью в 2 225 650 га, включая зону акватории и охранную зону. Здесь много гор и возвышенностей, занимающих примерно 2/3 всей территории. Под охраной заповедника находится около 641 вид растений, 169 разновидностей птиц и некоторые виды животных. Так, здесь прекрасно себя чувствуют песцы и росомахи, медведи, горностаи, волки, северные олени и овцебыки.

image

Общая информация об Алтайском заповеднике

Еще одним природоохранным объектом считается Алтайский заповедник, находящийся в горной местности Южной Сибири. Он протянулся на 2 000 000 га, где прекрасно произрастают все 1500 разновидностей растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Здесь же живут примерно 70 видов животных, среди них 29 относятся к вымирающим видам.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий